Главная » Урал » Начало освоения Урала

Урал. Начало освоения Урала.

Освоение Урала.

Освоение Урала началось еще в XVI в., когда солепромышленники Строгановы организовали добычу соли в Предуралье (Пермская область). Для защиты своих владений от набегов аборигенов Строгановы наняли казачью дружину под командованием Ермака. Два года дружина Ермака обороняла строгановскую вотчину. В 1582 году весной Строгановы снабдили отряд Ермака всеми необходимыми припасами, включая и оружие, для похода в Сибирь через Урал. Пройдя с боями по Туре, Тавде и Тоболу, отряд Ермака взял в октябре 1582 г. столицу сибирского хана Кучума, город Кашлык. После разгрома сибирского ханства Московское государство начало активное хозяйственное освоение как Приуралья, так и основной территории Урала и далее — Зауралья.
Быстрому заселению Урала во второй половине XVII в. способствовала церковная реформа: скрываясь от властей, гонимые приверженцы "старой веры" селились в местах труднодоступных, а таковым был тогда Урал с его дремучими лесами, горами и многочисленными реками, озерами. Туда же в конце XVII в. были сосланы Петром I бунтовщики. Так возникали, развивались поселения на Урале. Ермаково городище — это место, где сейчас расположен крупнейший город Урала Нижний Тагил.
Первоначально освоение Урала носило сельскохозяйственный характер, в основном животноводческого направления, охотных и рыбных промыслов. На базе этого далее началось создание горнозаводской промышленности, при обнаружении месторождений железной руды. В 1697 г. начальник сибирского приказа А. Виниус порадовал Петра I известием об открытии в Уральском кряже "зело доброй железной руды". Почти одновременно началось строительство двух заводов, Невьянского и Каменского, давших в 1701 г. первый чугун. В 1702—1704 гг. вошли в строй еще два казенных завода: Утусский и Алапаевский. Для сооружения и оборудования Уральских предприятий привлекались тульские, каширские и иностранные мастера. В 1702 г. Петр I даровал тульскому оружейнику Демидову невьянский литейный завод, со всеми льготами по налогообложению. Тогда Петру I было крайне необходимо оружие для войны со шведами. Это оружие Демидов исправно поставлял русской армии. Используя предоставленные государем льготы, Демидовы, расширяя металлургическое производство, построили еще несколько десятков заводов и вскоре стали крупными промышленниками.
Развитие горнозаводского комплекса на Урале было бы невозможным без образования делового центра. В 1723 г. был заложен г. Екатеринбург. Основатели города — два выдающихся деятеля России — Татищев В. Н. и уроженец Голландии В. И. Геннин. В Екатеринбург были переведены из г. Тобольска органы управления горнозаводской промышленностью. Металлургическое производство в новом городе не получило развития. Успешно работали в Екатеринбурге Монетный двор, гранильная и механическая фабрики.
К середине XVI в. горнозаводская промышленность Урала достигла расцвета, уступая по выплавке металла лишь Швеции. Высококачественное уральское железо имело широкий сбыт за границей, даже в Англии. Особенно ценили иностранные покупатели железо демидовской марки "Старый соболь". Но во второй половине XVIII в. строительство казенных (т.е. государственных) заводов почти прекратилось, ранее построенные вместе с приписанными к ним рабочими были за бесценок скуплены великосветской знатью. Однако непомерным выколачиванием денег титулованные владельцы разорили заводы, и те были снова возвращены под управление государства. На рубеже XVIII—XIX вв. развитие горнозаводской промышленности замедлилось. Сказалось и оскудение топливно-сырьевой базы, и ущерб, нанесенный восстанием Пугачева, и конкуренция на внешнем рынке со стороны более дешевого английского металла, выплавлявшегося на коксе. В связи с истощением близлежащих месторождений руды и вырубкой лесов многие заводы закрылись или сократили производство.
Правительство России, обеспокоенное экономическим спадом в горнозаводской промышленности Урала, приняло все меры для улучшения положения. С этой целью на Урал были направлены для изучения ситуации ревизоры, а также две научные экспедиции Академии наук. В состав экспедиций входили геологи, естествоиспытатели, этнографы. Кроме того, на горно-металлургические предприятия Урала были направлены десятки специально нанятых государством Российским инженеров из: Швеции, Англии, Франции, Германии, Бельгии, которые помогали внедрять современные технологии, обучали рабочих новым профессиям. Эту же цель — знакомство с зарубежным оборудованием и работой на нем специалистов — власти преследовали, отправляя российских инженеров и техников за границу.
Металлургическая промышленность Урала, из соображений Обороноспособности, принадлежала государству. А золотопромышленность в первой половине XIX в. стала частной — большая часть золото-платиновых приисков была роздана частным арендаторам. Благодаря такой политике государства Российского Уральские золотопромышленники активно занимались строительством зданий и различного рода архитектурных сооружений — от жилых до административных.

К концу XIX в. на Урале уже было развито индустриальное металлургическое производство, правда, в небольших масштабах. Потому что дальнейшее развитие металлургии и всего горнорудного комплекса Урала сдерживалось отсутствием надежной круглогодичной транспортной связи как внутри этого района, так и с другими районами России. Вплоть до конца 1870-х гг. Урал располагал лишь гужевым и водным транспортом. Грузовые караваны по реке Чусовой отправлялись только в короткий период половодья. При этом множество барок с грузом разбивалось на извилистом фарватере реки о береговые скалы, а вся продолжительность сплава длилась от полутора до трех месяцев. Поэтому местные власти и предприниматели настойчиво добивались строительства на Урале железных дорог.
В 1878 г. вошла в строй первая железная дорога — Уральская Горнозаводская — от Перми до Екатеринбурга через Нижний Тагил. В 1885 г. железную дорогу проложили дальше на восток, до Тюмени. Соединение Урала с общероссийской сетью произошло в конце XIX в. — была проложена ветка Екатеринбург — Челябинск. А в 1909 г. железнодорожная магистраль Екатеринбург — Кунгур — Пермь обеспечила прямой выход в центральные районы страны. Были проложены железные дороги меридионального направления: Богословская, Тавдинская и Западно-Уральская, введенные в эксплуатацию в 1906 и 1917 гг.
Развитие сети железных дорог на Урале значительно стимулировало дальнейшее развитие всего хозяйственного комплекса этого региона, начала развиваться средняя и мелкая промышленность, в частности, деревообрабатывающая, химическая, пищевая, текстильная. Появились машиностроительные предприятия по производству локомобилей, станков, горношахтного оборудования. Стали активно развиваться по всему Уралу и кустарные промыслы, которые наполняли рынок: сельскохозяйственным инвентарем, мебелью, посудой, одеждой и обувью. Кустарные промыслы давали средства к существованию тем, кто не был занят на рудниках и заводах, и тем, кого столыпинская аграрная реформа выгнала из деревни.
Общее бурное строительство на Урале повлекло за собой и развитие художественных промыслов; интерьеры зданий украшались скульптурой и каминами, вазами и светильниками. Резчики по камню на Екатеринбургской гранильной фабрике были полностью загружены заказами. Изделия уральских мастеров-камнерезчиков пользовались большим спросом как в России, так и за рубежом, особенно ценились изделия из малахита и лазурита, так называемая "русская мозаика".
"Русская мозаика" — это технология облицовки крупных изделий тонкими, подобранными по рисунку пластинками, наклеенными специальной мастикой на матрицы из металла или другого материала. Многие работы, выполненные в этой технике уральскими мастерами, находятся в Эрмитаже, в других музеях нашей страны и за рубежом. Все это делалось с применением малахита — ценного поделочного камня-минерала класса карбонатов, имеющего на срезах и полированных плоскостях очень красивый, причудливый рисунок с разнообразными цветовыми оттенками от ярко-зеленого, голубовато-зеленого до темного, иногда буро-зеленого. Уральские мастера применяли малахит для ювелирных и декоративно-художественных изделий — бус, ваз, вставок — для облицовки колонн, столешниц, настенных панно и т. п.
Урал славился также своими мастерами художественного литья из чугуна. Начиная с XVIII в. на многих уральских заводах создавали художественные изделия из чугуна: решетки, плиты, посуду, статуэтки и т. д. Наиболее успешно чугунное литье развивалось на Каслинском заводе, где искусство формовки и филигранной отделки достигло максимального совершенства. К предметам домашнего обихода, оградам, склепам, бюстам добавились ажурные решетки каминов, подсвечники, канделябры, ларцы и многое другое. Как признанный лидер художественного литья, Каслинский завод в 1860 г. был удостоен малой золотой медали на выставке Вольного экономического общества.
Художественное литье высокого качества изготовливалось и на заводах Нижнетагильского округа, где в 30—60 гг. XIX в. особенно прославился своими бронзовыми статуями и чугунными памятниками крепостной скульптор и литейщик Ф. Ф. Звездин. В Пермской области Урала, где преобладало деревообрабатывающее производство, широкое развитие получило в те годы искусство резьбы по дереву. Резьбой по дереву пермские мастера украшали не только предметы крестьянского быта, фасады изб, но и иконостасы в храмах и часовнях. Самобытный характер пермской деревянной скульптуры позволяет понять, как взамен языческих идолов местное население создавало фигуры Христа в виде простого крестьянина, коми-пермяка, татарина, русского.
На Южном Урале, в г. Златоусте работали металлурги-оружейники, чья булатная и высококачественная орудийная сталь пользовались большим успехом не только в России, но и за границей. Урал всегда считался кузницей русского оружия, его орудиями, снабжались армии Петра I, Суворова, Кутузова. Уральские оружейники вносили большой вклад в победы русских армий.
С развитием сети железных дорог на Урале начался рост населения, как городского, так и сельского, правда, этот рост был неравномерным. К концу XIX в. в Пермской губернии прирост населения был равен 42 %, Оренбургской — 23,2 %. Прирост населения городов, особенно тех, которые оказались вблизи железных дорог, был значительно выше, чем в сельской местности: в г. Перми — 3,7 раза, в Екатеринбурге — 2,6 раза. С постройкой уральских железных дорог в городах значительно оживилась торговля, и концу столетия уже насчитывалось более 850 торговых заведений. Произошли изменения и в социальном составе. Значительно выросло количество купцов, мещан, рабочих крупных заводов, а также мастеровых людей, занятых в промыслах, мелких кустарных и ремесленных мастерских. Для обслуживания нужд уральских железных дорог были созданы железнодорожные мастерские, куда принимались в основном квалифицированные рабочие и специалисты.
Одновременно набирала силу и местная буржуазия, причем большинство ее составляли владельцы уральских горных, металлургических заводов, рудников и приисков. Особенность уральской буржуазии состояла в том, что она владела не только заводами, рудниками и приисками, но и землей, их окружающей, то есть промышленники одновременно были помещиками. По данным статистики 90-х гг. XIX в. уральские горнопромышленники были крупными землевладельцами. Например, если при всех 262 металлургических заводах России числилось 11,4 млн десятин земли, то 10,2 млн десятин из них принадлежали 111 уральским заводам.
Еще одна особенность состоит в том, что большинство из крупнейших уральских помещиков проживало в столице России, они играли не последнюю роль в правительстве и придворных кругах, оказывая значительное влияние на принятие необходимых законов, указов и т. д. С ними активно сотрудничали бельгийские, французские, английские и немецкие фирмы. Это способствовало втягиванию уральской промышленности в систему международных монополий.
Значительную часть крупной уральской промышленной и торговой буржуазии составляли выходцы из купцов и деревенских богатеев, сколотивших огромные капиталы, но не имевших того положения в обществе, которым пользовались часто третировавшие их монополисты. Несмотря на все различия и разногласия, местная буржуазия вынуждена была идти по пути объединения сил перед лицом встающих перед ней проблем и трудностей. Правительство России поощряло такие действия и в ряде случаев брало на себя инициативу. В результате в ноябре 1880 г. был созван съезд уральских горнопромышленников в Екатеринбурге.
Уральские горнопромышленники активно содействовали созданию на Урале учебных заведений. Были открыты мужские гимназии в Перми, Уфе, Екатеринбурге, Оренбурге, Троицке. Открываются также, по инициативе и на средства торгово-промышленных кругов Урала и при поддержке земств и других властей, реальные училища в Екатеринбурге, Перми, Красноуфимске, Сарапуле. Кроме того, было открыто уральское горное училище, которое давало среднее техническое образование. В конце XIX в. были отрыты несколько частных горных училищ и штейгерская школа. Горнопромышленники Урала понимали, что без образованных людей-работников невозможно дальнейшее развитие их предприятий. Меценатами, или, как сейчас говорят, спонсорами вышеперечисленных мероприятий были уральские промышленники и купцы А. А. Железнов, Г. Г. Казанцев, П. Ф. Давыдов, Зотовы, Нуровы, Баландины, Тарасовы и др.

назад « :: » далее


Поиск по сайту

Народные приметы
Сегодня приметы:
Василий Парийский. Парильщик. Землю парит. "Антип воду льет на поймы, Василий пару поддает". "На Василия и земля запарится, как старуха в бане".

Приметы на завтра:
День Фомаиды. Фомаида Медуница. Просыпаются и начинают шуметь шмели.
Знаки зодиака

Овен Телец Близнецы Рак Лев Дева Весы Скорпион Стрелец Козерог Водолей Рыбы

Крыса. Мышь. Буйвол. Бык. Корова Тигр Кот. Заяц. Кролик. Дракон Змея Лошадь Коза. Овца. Баран. Обезьяна Петух. Курица. Собака Кабан. Свинья.

Ежедневный общий гороскоп ...
Голосовые поздравления и розыгрыши
uralvonline.ru © Урал в online, 2017г.
Контакты | Карта сайта
^ Наверх